Архимандрит Софроний Сахаров, ученик «великого Силуана» Афонского, изображает нам опыт своего учителя в следующих основных чертах: 1) он в самом начале пути получил от Богородицы дар Иисусовой молитвы, непрестанно творимой в сердце [1]; 2) святому был дан величайший дар вкусить благодать совершенства вначале пути и потом много лет испытывать богооставленность и искать снова этого состояния любви ко Христу и единения со Христом [2]; 3) старец испытывал адское состояние от постоянных нападений бесов, как до явления Христа, так и после, это привело его к трезвению: внимательной молитве и отсечению помыслов [3]; 4) только открытый свыше путь крайнего смирения, искренне сознание себя хуже всех, достойным ада: «держи ум во аде и не отчаивайся» – дал ему постепенно освобождение от бесов и возвращение благодатного состояния [4]; 5) в итоге старец Силуан получает высший уровень молитвы: страдание, плачь, молитву за «всего Адама», даже за пребывающих в аде и за грядущих, еще не родившихся, людей [5]. Последнее отец Софроний объясняет богословски, как достижение старцем глубокого внутреннего познания бытийного единства со всем человечеством. С этим связан и критерий подлинной любви, искренняя молитва за врагов [6]. 6) Из творений старца мы видим важную роль пневматологии в учении старца, поскольку он постоянно говорит о роли Духа Святого в духовной жизни.
Осмысляя учение и жизнь преподобного Силуана, архимандрит Софроний иногда достаточно мягко возвышал опыт и учение своего старца над учением другого великого подвижника, старца Иосифа Исихаста. Ученик старца Иосифа представлен в «Духовных беседах» отца Софрония как наставник стандартных монашеских практик, приемов, не ведущих напрямую к сути молитвы, к последней ее цели: «смирению Христову и молитве за всего Адама как за самого себя» [7]. Однако такой подход представляется несколько упрощенным, поскольку именно ученики старца Иосифа Исихаста возродили на Афоне глубокую внутреннюю жизнь, а не внешние монашеские практики, а сочинения старца Иосифа посвящены в первую очередь внутренней жизни, а не внешнему деланию.
Если поставить задачу сравнить опыт двух великих старцев, то это могло бы помочь нам выявить у них общее и индивидуальное, традиционное и уникальное и вновь поразмышлять о различии путей внутри единства традиции.
1) Как и преподобному Силуану, старцу Иосифу Исихасту дар непрестанной Иисусовой молитвы был дан свыше, отличие в том, что а) вместе с этим даром старцу Иосифу был открыт и способ ее чтения, и способность научить других. Это связано б) с поиском самого Иосифа, который искал познания именно святоотеческого Предания, желал включится в предание Отцов и именно поэтому молился о познании умной молитвы, как она описывается в «Добротолюбии» и искал истинного наставника такой молитвы. Это также было связано в) с Промыслом Божиим, который именно через будущую «школу» старца Иосифа вел Афон к духовному возрождению. Старец Силуан же получил Иисусову молитву скорее, как сугубо индивидуальный дар и, судя по всему, не учил умному деланию и поэтому не создал своей аскетической школы.
2) Несмотря на то, что преподобный Силуан вкусил вначале духовного восхождения особенно благодатное состояние, его опыт находится полностью в русле общего порядка духовного пути досконально известного старцу Иосифу и последним подробно описываемого: «Божественное действие… подает теплейшую ревность, слезы и невыразимую любовь ко Господу… когда же она (благодать – и. Г.) вновь удаляется, он (подвижник – и. Г.) плачет и рыдает… считает, что она навсегда удалилась… думает, что божественное утешение можно привлечь своими делами. А враги наши, бесы… досаждают монаху, чтобы тот еще усерднее со слезами, просил Божественной помощи» [8]. За благодатным состоянием следует оставление благодати и состояние богооставленности в опыте и учении обоих старцев. Но сказать, что старец Иосиф имел менее интенсивный начальный опыт, чем старец Силуан тоже нельзя, т.к. сразу по получении дара непрестанной сердечной молитвы греческий старец испытал прерывание молитвы и восхищение в созерцание, что является чем-то аналогичным с созерцанием явившегося Христа преп. Силуаном Афонским. С другой стороны, старец Иосиф описывает не только свой экстраординарный опыт, но и общий порядок, согласно которому, три или четыре года продолжается достаточно успешная благодатная жизнь с определенными победами, на фоне которых бывают и яркие посещения благодати (как созерцания старцев Иосифа и Силуана), так и периоды ослабления Божественного действия [9]. Тем самым, мы видим опыт сходный, но у старца Иосифа вновь проявляется дар аскетического наставничества, дар познания общего пути подвижника и передачи традиции внутреннего монашеского делания.
3) Испытываемое старцем Силуаном адское состояние вполне соответствует этапу оставления благодати в изображении старца Иосифа. Это и, казалось бы, бессильная, бесплодная борьба, когда молитва кажется неуслышанной (это бывает периодически и на этапах относительного преуспеяния вначале) [10], подвижник «предается он в руки малодушия, уныния, гнева, хулы, и всевозможной злобы врага. И вкушает он в каждый миг душевное удушье, и пьет от вод ада». «Иисус же, Господь наш, стоя поодаль, нисколько не укрепляет его… и тот… среди всех опасностей не ослабевает». «Не многие испытываются подобным образом, но один из тысяч или еще реже – кого изберет благой Кормчий» [11]. Исключительный опыт старца Силуана как раз прекрасно вписывается в изображение исключительного пути избранников Божиих, даваемое старцем Иосифом. Уникальность старца Силуана состоит еще и в том, что его опыт жизни в общежительном монастыре соответствовал в значительной степени высокому состоянию отшельников, безмолвников, что показывает величие данного ему от Бога дара.
4) И конечная цель тяжелого периода богооставленности: познание своей немощи, смирение [12] является тождественной в опыте преп. Силуана и в изображении старца Иосифа. И чем ближе человек к этом спасительном смирению, тем более «полчища бесов являются ему… и нападают на него тысячами способов», «по ночам часто слышит он голоса и смех бесов, которые издеваются и смеются над несчастным своим противником» [13].
5) Высшие же уровни молитвы описываются в опыте старцев несколько по-разному, у старца Силуана весь акцент делается на плачь человека за всего Адама, на его отождествлении в молитве со всем человечеством, тогда как восхищение к Богу затрагивается у русского старца не часто, хотя и определенно «когда ум весь в Боге, то мир забыт совершенно» [14]. Благодаря этим словам старца возникает вопрос, правильно ли понимал жизнеописатель старца Силуана архимандрит Софроний учение старца о молитве, быть может, сам Силуан считал высшим уровнем молитвы не плачь за всего Адама, а полное соединение с Богом. Во всяком случае, сам преп. Силуан не дал описания этапов духовного пути и степеней молитвы. У старца же Иосифа многократно и однозначно описываются три состояния духовного пути: очищение, просвещение и совершенство [15]. Многократно у Иосифа Исихаста описывается остановка молитвы и восхищение в созерцание, когда ум забывает земное и созерцает небесные тайны. Акцент делается на любви к Богу, на предстоянии распятому Христу, на участие в победе Христа, хотя и определенно говорится о молитве «за всех» людей [16]. Напрашивается противопоставление «антропоцентричности» и «сострадательности» молитвы у старца Силуана и «теоцентричности», «христоцентричности» и «пасхальности» у старца Иосифа, однако, такое противопоставление будет, как мы видим, искажающим упрощением. В целом, учение и опыт старцев представляются идентичными и вписываются в схему многообразия действий Божественной благодати, описываемую Псевдо-Макарием: «Но иногда как бы плачут и сетуют о роде человеческом и, молясь за целого Адама проливают слезы и плачут, воспламеняемые духовною любовию к человечеству… Иногда умудряется благодатию в разумении чего-либо, в неизреченной мудрости, в ведении неиспытуемого Духа, чего невозможно изглаголать языком и устами» [17]. Если же у старца Силуана делается акцент на молитвенном плаче за человечество, то у старца Иосифа акцентируются высшие ступени молитвы, на которых прерывается словесная молитва и ум созерцает небесные тайны, предстоит в любви к Богу, участвует в Его победе над смертью и адом.
6) Старец Силуан часто говорит в пневматологических терминах, это не случайно, т.к. мы встречаем у него уникальный опыт общения со Святым Духом, когда, по свидетельству преподобного, Сам Дух Святой вербальным образом возвестил ему в его сердце о величайшей внутренней непорочности Божией Матери [18]. Вероятно, веяние Святого Духа преподобный ощущал нередко, что и выражается в его терминологии. Но и старец Иосиф Исихаст говорит о веяниях духа на основе уникального опыта: «Так и снова придет благодать, когда ум будет пребывать в молитве. Но придет сильно, как тонкое дуновение, как стремительное благоуханное дыхание. Тогда она переполняет всё тело и прерывается молитва. Замирают члены. И только ум созерцает в преизобильном свете. Совершается единение Бога и человека» [19].
Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к выводам: 1) Старец Силуан обладал индивидуальным даром умно-сердечной молитвы, старца же Иосифа Промысел Божий готовил к обновлению традиции «Добротолюбия», поэтому ему дан был дар научения этой молитве. 2) Духовный опыт обоих старцев лежит вполне в русле единой духовной традиции, в которой духовная жизнь проходит тождественные этапы (первичная благодать и начальные успехи, оставление благодатью и приобретение смирения, обретение более твердого благодатного состояния). 3) Старец Иосиф изображает в своих сочинениях общий путь каждого безмолвника детально и систематично, обладая даром научения, старец Силуан описывает скорее свой индивидуальный опыт. 4) Опыт обоих старцев может быть расценен как экстраординарный, при этом, опыт старца Силуана является выдающимся еще и потому, что он приближался в общежительном монастыре к жительству и состоянию безмолвника благодаря ночной молитве. 5) У обоих подвижников важную роль играет ночная молитва, «бдение». 6) Старец Силуан делает акцент на молитву за человечество, старец Иосиф дает более многогранное учение о молитве и описывает более высокие ее состояния: остановка словесной молитвы и восхищение в созерцание, в видение. 7) Старец Силуан более прилежит молитвенному плачу, тогда как старец Иосиф нередко описывает пасхальный опыт участия подвижника в победе Христа. 8) Учение старца Иосифа дает в целом более разнообразное изображение духовного пути подвижника, соответствующий опыту, описываемому в текстах Псевдо-Макария.
Литература:
- Иосиф Исихаст, Старец. Полное собрание творений. Полное собрание творений / Перевод с греческого и примечания архимандрита Симеона (Гагатика). - Москва, Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2016. - 496 с.
- Макарий Великий, преподобный. Духовные Беседы, Послания и Слова. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. – 400 с.
- Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан Афонский. – М.: ВЕРАКНИГА, 2015. – 448 с.
- Софроний (Сахаров), архимандрит. Духовные Беседы. – Эссекс-Москва: Св.-Иоанно-Предтеченский монастырь: «Паломник», 2003. – Т. 1. – 384 с.
[1] Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан Афонский. – М.: ВЕРАКНИГА, 2015. – С. 24.
[2] Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан Афонский. С. 26, 33-34.
[3] Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан Афонский. С. 34-39.
[4] Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан Афонский. С. 39-44.
[5] Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан Афонский. С. 44-45.
[6] Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан Афонский. С. 309-311.
[7] Софроний (Сахаров), архимандрит. Духовные беседы. Том 1. С. 89-90.
[8] Иосиф Исихаст, Старец. Полное собрание творений / Перевод с греческого и примечания архимандрита Симеона (Гагатика). - Москва, Ахтырка: Ахтырский Свято-Троицкий монастырь, 2016. С. 351-353.
[9] Иосиф Исихаст, Старец. Полное собрание творений. С. 353.
[10] Иосиф Исихаст, Старец. Полное собрание творений. С. 352.
[11] Иосиф Исихаст, Старец. Полное собрание творений. С. 363.
[12] Иосиф Исихаст, Старец. Полное собрание творений. С. 364,
[13] Иосиф Исихаст, Старец. Полное собрание творений. С. 365.
[14] Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан Афонский. С. 46.
[15] Иосиф Исихаст, Старец. Полное собрание творений. С. 392.
[16] Иосиф Исихаст, Старец. Полное собрание творений. С. 373.
[17] Макарий Великий, преподобный. Духовные Беседы, Послания и Слова. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2004. С. 146. Беседа 18.8-9.
[18] Софроний (Сахаров), архимандрит. Старец Силуан Афонский. С. 320.
[19] Иосиф Исихаст, Старец. Полное собрание творений. С. 149.