<< К оглавлению

Впервые деревянный храм с. Шовское упоминается в окладных книгах Рязанской митрополии 1676 г. «Церковь Рожество Господа нашего Иисуса Христа в селе Шевском. У тое церкви двор попа Тимофея, двор дьячков, двор просвирницын. Церковные земли и сенных покосов и рыбных ловлей нет. Да в приходе к той церкви: шестьдесят два двора детей боярских. И всего шестьдесят пять дворов. А прежние дани было с тое церкви дватцеть три алтына. И по скаски за рукою тое церкви попа Тимофея и по новому окладу против прежнего прибыло рубль семь алтын две денги. И всее дани рубль тритцеть алтын две денги» [1].

 

Лист окладной книги 1676 г. с описанием
Христорождественского храма с. Шовское

 

Лист исповедной ведомости
Христорождественского храма с. Шовское, 1787 г.

 

По всей видимости в середине XVIII столетия первый деревянный храм был заменён новым, поскольку в нашем климате деревянные здания «проживали» в среднем около века. СохранК середине XIX столетия прихожане Христорождественской церкви с. Шовское взвалили на себя бремя постройки нового каменного храма, а главным строителем его стал священник Михаил Феодорович Чернеевский.

Родился о. Михаил 6 ноября 1828 г. в Усмани в семе дьячка. По увольнении в 1844 г. из высшего отделения Тамбовского духовного училища «для поддержания осиротевшей тогда семьи» был определён дьячком к соборной Богоявленской церкви г. Усмани. В 1846 г. Михаил Чернеевский поступил на низшее отделение Тамбовской духовной семинарии, которое он окончил в 1852 г. по 2-му разряду. В 1854 г. епископом Тамбовским Николаем (Доброхотовым) он был рукоположен в священника Христорождественской церкви с. Шовское, где и прослужил до конца своей жизни в течение более 38 лет. За это время о. Михаил занимал разные должности: более 30 лет был учителем и законоучителем сначала в простой сельской школе, а позднее – в двухклассном образцовом министерском училище, а также сотрудником Тамбовского епархиального попечительства, Тамбовского Казанско-Богородичного миссионерского братства, гласным лебедянского уездного земства, некоторое время – депутатом епархиальных и окружных съездов духовенства, 7 лет он состоял наблюдателем над церковно-приходскими школами 3-го Лебедянского церковного. С 1886 г. и до своей смерти о. Михаил был заведующим, законоучителем и учителем местной, им открытой, церковно-приходской школы. За свои многолетние и многополезные труды о. Михаил Чернеевский был награждён набедренником, бронзовым наперсным крестом в память войны 1853-1856 гг., скуфьей, камилавкой и наперсным крестом [2].

В 1865 г. была окончена постройкой на средства прихожан и освящена каменная тёплая Христорождественская церковь [3]. По свидетельству современников, в храме также стараниями о. Михаила Чернеевского был устроен «замечательный в своём роде и редкий по сельским храмам иконостас стоимостью 3 400 руб.» [4] К северо-востоку от нового храма на месте старой деревянной церкви, где в настоящее время находится старое сельское кладбище, была устроена каменная часовня-столб, остатки которой сохраняются и поныне.

 

Часовня-столб на месте первого деревянного храма с. Шовское.
Фото автора, 2002 г.

 

Именно о. Михаил Чернеевский в 1866 г. крестил в новопостроенном храме раба Божия Симеона Антонова - будущего афонского старца Силуана.

По данным на 1876 г., Христорождественский храм с. Шовское был главным в объединённом приходе с Архангельской церковью соседнего с. Сурки. Прихожан в этом приходе насчитывалось 1 888 душ мужского пола и 1 464 души женского пола. Христорождественскому храму принадлежало 3 дес. леса и 56 дес. пахотной земли; настоятелем храма являлся священник Михаил Чернеевский, старостой – государственный крестьянин Газин [5].

В 1892 г. в Шовском было открыто церковно-приходское попечительство в составе 14 человек под председательством местного помещика гвардии полковника Василия Алексеевича Дурасова [6]. В том же году стараниями приходского священника о. Михаила Чернеевского был приобретён для Христорождественского храма большой колокол весом более 120 пудов [7]. В 1893 г. в приходе Христорождественской церкви с. Шовское насчитывалось 260 дворов, в которых проживало 1 198 мужчин и 1 136 женщин. По социальному составу прихожане принадлежали к государственным крестьянам, крестьянам-собственникам и безземельным. По оценке местного причта, жители с. Шовское «к церкви Божией усердны, молитвы, заповеди и вообще Закон Божий знают не все; церковно-приходское попечительство открыто, церковно-приходская школа есть; собеседование ведётся, молитвам и заповедям прихожане обучаются, общество трезвости есть, а всенародного церковного пения не введено» [8].

В этом же году произошло и трагическое событие в жизни сельчан: 13 апреля после долгой и тяжёлой болезни скончался настоятель Христорождественского храма о. Михаил Чернеевский. Прихожане в течение двух дней большими группами приходили в его дом, чтобы попрощаться со своим любимым и дорогим батюшкой. Вынос и отпевание тела совершил брат покойного, протоиерей лебедянского Ново-Казанского собора Василий Феодорович Чернеевский с пятью священниками. После смерти о. Михаила осталась его жена и шестеро детей: четыре дочери и два сына [9].

Действовавшее в Шовском церковно-приходское попечительство в 1899 г. возглавил новый настоятель храма иерей Алексий Иоаннович Лебедянский. Кроме него в состав ЦПП входили 8 членов [10].

В 1906 г. Христорождественский храм был отремонтирован снаружи. В 1908 г. внутренние стены храма окрашены масляной краской и расписаны орнаментом, местами написаны картины: «Прп. Серафим Саровский», «Четыре евангелиста» и др. Достопримечательностями храма с. Шовское в это время являлись местночтимые иконы Божией Матери «Всех скорбящих радости», привезённая с горы Афона, и прп. Серафима Саровского [11].

 

Христорождественский храм.
Фото 1930-х гг.

 

Христорождественский храм. Рисунок 2000-х гг.

 

Судя по данным 1911 г., в приходе Христорождественского храма уже было 363 двора с 1 116 мужчинами и 1 155 женщинами. Кроме с. Шовское в приход входили также д. Кочетовка с 44 дворами, 134 душами м.п. и 138 ж.п.; д. Картавцево с 22 дворами, 63 душами м.п. и 69 ж.п.; д. Лопатино с 8 дворами, 28 душами м.п. и 29 ж.п.; д. Раленовка (Семичастные) с 9 дворами, 22 душами м.п. и 28 ж.п.; три хутора и три мелких экономии. «Школы: церковно-приходская одноклассная и министерская двухклассная образцовая; законоучителю в министерской школе 150 руб. в год и в церковной 30 руб. в год. Есть церковно-приходское попечительство. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1791 года». Штат храма составляли священник, диакон и псаломщик. Причт пользовался 63 дес. полевой и 3 дес. усадебной земли. «Полевая земля близ церкви в одном месте. Общая доходность причтовой земли 360 руб. Братский годовой доход 700 руб. Причтовый капитал 3 400 руб. Дома у причта собственные» [12].

В 1914 г. была составлена страховая оценка строений, принадлежащих Христорождественской церкви с. Шовское, в соответствии с которой она «кирпичная, на каменном цоколе, покрыта железом, окрашенным зеленой масляной краской. Длина церкви 17 саж., наибольшая ширина 5 1/3 саж., высота до верха карниза 5 саж. На церкви имеются одна большая глава и четыре малых, всех больших окон 22 шт. с двойными рамами; дверей наружных створчатых, обитых железом 3 шт., внутренних створчатых 6 шт. Иконостас длиной 15 арш., высотой 15 арш. (оценен в 3 000 руб.), печей голландских 3. Колокольня в три яруса общей высотой до верха карниза 10 2/3 саж. Ближайшая к церкви постройка – жилой дом диакона – находится с северо-восточной стороны на расстоянии 20 саж. Церковь построена в 1865 г., строение хорошо сохранилось. Оценена вместе с иконостасом и колокольней в 25 000 руб.» [13]

Христорождественский храм продолжал действовать как минимум до сентября 1937 г. Летом этого года местные власти просили церковную двадцатку отдать им здание храма под ссылку хлеба, но только «в августе месяце 1937 г. с большим трудом пришлось отвоевать половину церкви и засыпали её хлебом» [14]. Так в трапезной части храма было насыпано для хранения убранное с полей зерно. В это время с июня 1937 г. в храме продолжал служить о. Никита Петрович Поцелуев – уроженец Черниговской области, 1882 года рождения, происходивший из крестьян-середняков и принявший сан уже после революции 1917 г.

19 сентября 1937 г. священник Поцелуев был арестован по подозрению в «контрреволюционной агитации с использованием религиозных предрассудков» и заключён в липецкую тюрьму. Главным доводом обвинения на допросах о. Никиты был факт изъятия в храме т.н. контрреволюционных записок со следующим текстом (орфография оригинала сохранена): «Во время утрени в городе Ерусалиме слышен был голос Спасителя чаще молитесь, читайте отче наш 6 раз, тот будет спасён, кто получит эту записку спишите 9 раз дайте верующему народу тот получит 9 дней большую радость в церкви человек получил записку и никому не раздал, тот получит большую скорбь какую мы ещё не знаем» [15]. Однако священник, признав факт обнаружения этих записок в храме, утверждал, что «… они были подброшены, но кем для меня неизвестно. Я лично их не писал и не распространял, кто их писал и для чего мне также неизвестно». Обвинения в контрреволюционной деятельности о. Никита также отвергал.

Другим пунктом обвинения священника Христорождественского храма с. Шовское стали показания трёх местных жителей, утверждавших, что Поцелуев выражал своё недовольство засыпкой хлеба в церковь и возводил контрреволюционную клевету на Советскую власть и колхозы. В ответ на это о. Никита остроумно ответил, что колхозникам у церкви он «… говорил, что напрасно они хлеб ссыпали на сырой пол, надо было постлать соломы, но никакой контрреволюционной агитации я не вёл и пораженческих настроений не высказывал» [16].

В результате обвинительным заключением не признавший свой вины священник Никита Петрович Поцелуев был изобличён в «пораженческих настроениях и террористических намерениях, возлагая надежды на приход к власти царя». 23 сентября следственное дело шовского батюшки было передано на рассмотрение тройки УНКВД по Воронежской области, которая 25 сентября 1937 г. приговорила о. Никиту Петровича Поцелуева к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет» [17].

После ареста последнего священника Христорождественского храма был окончательно закрыт, а впоследствии использовался как склад, зернохранилище, МТС и для других хозяйственных нужд местного колхоза.

 

Христорождественский храм.
Фото 2002 г.

 

Фреска «Рождество Христово» в притворе храма.
Фото А.Ю. Клокова, 2013 г.

 

К началу 1990-х гг., после распада совхоза, храм стоял пустым, заброшенным и обезглавленным. За годы советской власти здание потеряло не только кресты и всю кровлю, но и центральную главку на храмовой части. Только веточки деревьев и цветы, появлявшиеся каждый год у сохранившихся фресок свидетельствовали о том, что жители с. Шовское хранят в своём сердцу Веру и память о приходской церкви, построенной и намоленной их благочестивыми предками.

Осенью 1997 г. заброшенный храм силами жителей Шовского был очищен от «мерзости запустения», и уже к Пасхе 1998 г. появились в церкви первые простенькие иконочки, зажглись первые лампадки. А на Пасху 2000 г. протоиерей Николай Еремеев из с. Новое Ракитино отслужил в храме с. Шовское первую Пасхальную Заутреню. «Люди тогда собралось со всей округи, было большое воодушевление, множество машин из окрестных сёл стояли у храма с зажжёнными фарами, а подростки, молодёжь по старому обычаю освещали территорию вокруг храма высокими кострами».

В 2000 г. из Москвы в Шовское, на родину прп. Силуана Афонского, впервые приехала большая группа паломников, которых с радостью приняли и разместили по своим домам местные жители. И до сих пор в Шовском с огромной благодарностью вспоминают тот самый первый крестный ход, во главе которого шёл афонский иеромонах, а за ним множество земляков преподобного, а также паломники с хоругвями и образами. «Обошли всё село до храма с пением Иисусовой молитвы и, совершив в храме молебен, вернулись уже другими улицами так же с пением молитв ко Кресту, где все вместе пропели Акафист прп. Силуану. Оставили в селе очень много духовной литературы. После этого первого паломничества к нам люди стали оживать, активисты начали собирать пожертвования на восстановление храма, собираться на общую молитву, чтение Акафиста прп. Силуану, прося его помощи в возрождении духовной жизни в его родном селе. Так постепенно с помощью Божией, была покрыта шатром колокольня с крестом над ней, поставлены новые ворота, перекрыта крыша, поставлены новые рамы» [18].

С 2004 г. жителей с. Шовское окормляли священники Ново-Казанского собора г. Лебедяни - служили молебны, панихиды, исповедовали и причащали, провожали в последний путь.

В 2007 г. в храме был сооружён первый алтарный иконостас, а 24 сентября т.г. впервые после 70-летнего перерыва в нём была отслужена Преосвященным Никоном, епископом Липецким и Елецким Божественная Литургия. «Это был великий праздник для жителей села, для многочисленных паломников. Народу впервые было столько, что было трудно перекреститься. И в нашем убогом храме с за копчёными стенами, хотя мы и пытались их как-то забелить, была такая радость, что, казалось, само небо и Преподобный и наши усопшие предки, молились вместе с народом» [19].

В 2008 г. 70-летие преставления прп. Силуана Афонского было отмечено особенно торжественным Богослужением, которое возглавил Владыка Никон.

 

Настоятель Христорождественского храма
иерей Николай Молокоедов.
Фото О. Немальцыной, 2015 г.

 

В 2011 г. Христорождественский храм с. Шовское обрёл постоянного священника – настоятелем его был назначен иерей Николай Молокоедов, который уже 19 июня т.г., в день Всех Святых, провёл в храме первое Богослужение. А в праздничный день памяти преподобного Силуана паломники из женского монастыря Воронежской епархии подарили Христорождественскому храму писаную большую икону Божией Матери «Скоропослушница». Потом вернулась в храм икона Покрова Божией Матери, прежде находившаяся в храме с. Шовское. А к 24 сентября 2012 г. паломник из Москвы раб Божий Вячеслав привёз из Греции икону Божией Матери «Киккская» или «Милостивая», написанную монахом Киккского монастыря на острове Кипр, и освящённую на подлинном образе той самой знаменитой Киккской иконы Богородицы, которая постоянно закрыта покровом и к которой можно приложиться только к ручке Божией Матери. Возвратился в храм и образ святителя Николая Чудотворца, написанный в XIX в. на Святой горе Афон, спасённый от поругания рабой Божией Анной в 1942 г. при разграблении Христорождественской церкви. Она одна из немногих смогла попасть внутрь храма и взять эту икону домой. Всю жизнь она хранила святой образ, оставил его в наследство дочери, которая и вернула икону святителя Николая в храм, когда службы в нём стали постоянными.

За последние годы в храме Рождества Христова его настоятелем, прихожанами и благотворителями было сделано очень много для придания ему прежнего благолепия: вместо прогнивших полов в притворе положена новая плитка, отделаны комнаты в притворе, оштукатурены и зашпаклёваны внутренние стены, устроены два придела, один из которых освящён в честь прп. Силуана Афонского, сделана новая алтарная перегородка в главном престоле. Храму в последние годы было пожертвовано много необходимой церковной утвари и икон.

 

Освящение колоколов.
Фото В.С. Акимова, 2013 г.

 

Колокол в честь прп. Силуана Афонского.
Фото А.Ю. Клокова, 2013 г.

 

9 августа 2013 г. в день, когда Русский монастырь на Афоне празднует главный престольный праздник великомученика и целителя Пантелеймона, на колокольню Христорождественского храма с. Шовское были подняты 7 колоколов весом от 10 до 230 кг, отлитых на заводе Анисимова в Воронеже попечением многих прихожан и благотворителей. Колокола украшены образами Божией Матери «Скоропослушница» и «Семистрельная», прп. Силуана Афонского, святителя Николая Чудотворца. На юбках двух самых больших колоколов старославянской вязью выгравировано: «Сей колокол отлит в дар храму Рождества Христова с. Шовское усердием семей: Гавриковых, Куликовых, Охоткиных, Спириных, Колесниковых, Шестопаловых, Яковлевых в лето 2013 года от Рождества Христова».

А 28 июня 2015 г. на храмовую звонницу подняли большой колокол весом в 400 кг, также отлитый на воронежском заводе Анисимовых на средства Газиных, Радионовых и других жертвователей. Доставить его помогли прихожане храма Фатина и Михаил Майоровы, недавно приехавшие в Шовское на постоянное место жительства из Ростова.

На освящении большого колокола присутствовали жители села и окрестных деревень, а также глава Лебедянского района Михаил Иванович Мицук, глава сельской администрации Николай Яковлев, почётный гражданин города Лебедянь Александр Николаевич Кремнёв, выделивший подъёмный кран.

Праздничный молебен по этому случаю совершил настоятель Христорождественского храма иерей Николай Молокоедов. В своём обращении к прихожанам он отметил, что сегодняшний день стал особенно радостным и поблагодарил тех, чьи пожертвования сделали возможным приобретение и установку колокола.

Большой колокол занял центральное место на звоннице храма и завершил её формирование. Теперь в храме Рождества Христова на родине преподобного Силуана Афонского звонят 8 колоколов весом 10, 18, 25, 42, 60, 100, 230 и 400 кг. [20]

 

Епископ Елецкий и Лебедянский Максим (Дмитриев)
во время праздничного Богослужения в Христорождественском храме с. Шовское.
Фото О. Немальцыной, 2015 г.

 

Епископ Елецкий и Лебедянский Максим (Дмитриев),
духовенство, прихожане и паломники в праздник прп. Силуана Афонского
у стен Христорождественского храма.
Фото О. Немальцыной, 2015 г.   

 

Год 2016-й стал временем больших, но радостных трудов в преддверии 150-летия со дня рождения преподобного Силуана Афонского на фоне значительных торжеств, посвящённых 1000-летию Русского Афона. Тщанием и иждивением священноначалия Липецкой митрополии и Елецкой и Лебедянской епархии, настоятеля Христорождественского храма о. Николая Молокоедова, многочисленных прихожан и благотворителей при содействии администраций Липецкой области и Лебедянского района велись работу по подготовке торжественных мероприятий, приуроченных ко дню памяти афонского святого. Для этого были проведены работы по ремонту самого Христорождественского храма, благоустройству его территории, возведению памятной часовни у дома родителей прп. Силуана. Сам дом также приведён в порядок, и в скором времени в нём должен открыться музей, посвящённый жизни и духовным подвигам прп. Силуана. Благоустраивается и святой источник прп. Силуана Афонского близ с. Шовское. Так, благодаря молитвенной помощи святого его малая родина постепенно превращается в полноценный паломнический центр, призванный содействовать духовному возрождению и нашего края, и всей православной России.

 

Христорождественский храма с. Шовское.
Фото автора, 2016 г.

 

 

Священно- и церковнослужители Христорождественского храма с. Шовское:

 

Священники:

  • Родионов Григорий – 1764-1769
  • Климентов Иоанн – 1764-1772
  • Сергеев Савва – 1772-1776
  • Гаврилов Григорий – уп. 1776
  • Стефанов Павел – 1780-1787
  • Михайлов Трофим – 1787-1798
  • Саввин Леонтий – 1799-1826
  • Шовский Пётр Леонтьевич – 1826-1854
  • Чернеевский Михаил Феодорович – 1854-1893
  • Иннокентий, иером. Лебедянского Троицкого монастыря – уп. 1893, 1894
  • Герман, иером. Лебедянского Троицкого монастыря – уп. 1893, 1894
  • Райский Николай – 1893-1894
  • Лебедянский Алексий Иоаннович – 1895-1916
  • Цветаев Алексий Павлович – 1917-1929
  • Поцелуев Никита Иоаннович – уп. 1937
  • Молокоедов Николай Геннадьевич – 2011-по настоящее время

 

Диаконы:

  • Сергеев Савва – 1768-1769
  • Иванов Тимофей – 1785-1789
  • Саввин Иларион – 1796-1798
  • Никифоров Василий – 1801-1826
  • Богомолов Максим Иоаннович – 1831-1855
  • Ерофеев Диомид – 1856-1907
  • Вертоградов Николай – 1894-1897
  • Сокольский Иоанн – 1898-1919

 

Дьячки:

  • Филиппов Стефан – 1764-1766
  • Макаров Исайя – уп. 1776
  • Саввин Иларион – 1785-1794
  • Никифоров Василий – 1796-1798
  • Семёнов Яков – уп. 1800
  • Ларионов Карп – 1801-1819
  • Саввин Иларион – 1823-1824
  • Буянов Даниил Васильевич – 1827-1868
  • Терентьевский Павел – 1868-1871
  • Мартинов Павел – 1868-1871
  • Терентьевский Мартин – 1871-1885
  • Иванов Мартин – 1872-1885

 

Пономари:

  • Иванов Иван – 1774 -1783
  • Семёнов Яков – 1786-1799
  • Яковлев Пётр – 1801-1849
  • Данилов Иван Петрович – 1851-1862
  • Алексеев Пётр – 1864-1867
  • Бобров Иван – 1868-1869
  • Фёдоров Иван – 1868-1869
  • Автономов Василий – 1870-1885
  • Рождественский Василий – 1870-1885

 

Псаломщики:

  • Рождественский Василий – 1886-1889
  • Терентьевский Мартин – 1886-1894
  • Автономов Василий – 1886-1889
  • Иванов Мартин – 1886-1891
  • Алешковский Андрей – 1907-1919

 

Автор: А.А. Найденов

 

[1] ГАРО. Ф. 627. Оп. Доп. 1707-1914. Д. 328. Л. 577.

[2] ТЕВ. 1893. № 20. С. 418-420.

[3] ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1808. Л. 432об.-433; Справочная и памятная книжка по Тамбовской епархии на 1893 год. Козлов, 1893. С. 304.

[4] ТЕВ. 1893. № 20. С. 419.

[5] Справочная книжка по Тамбовской епархии на 1876 год. Тамбов, 1876. С. 196.

[6] ТЕВ. 1892. № 23. С. 627-628.

[7] ТЕВ. 1893. № 20. С. 419.

[8] ГАТО. Ф. 181. Оп. 1. Д. 1808. Л. 432об.-433.

[9] ТЕВ. 1893. № 20. С. 420.

[10] ТЕВ. 1899. № 10. С. 167.

[11] Христорождественский храм с. Шовское Лебедянского района // Архив Липецкого областного краеведческого общества.

[12] Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. С. 510.

[13] РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Д. 2009. Л. 49.

[14] ГАЛО. Ф. Р-2210. Оп. 1. Д. 17777. Л. 17об.

[15] Там же. Л. 6.

[16] Там же. Л. 13об.

[17] Там же. Л. 23.

[18] http://silouan-hram.ru/selo-shovskoe.

[19] Там же.

[20] http://www.lebedyan.com/oldnews/?id=2757.