<< На главную

 

Величие личности и значение идей Силуана Афонского привлекают внимание людей разных поколений. Образ преподобного изображается художниками. В настоящее время существует множество иконописных изображений этого святого.

Самая ранняя икона написана Леонидом Успенским, русским иконописцем и теоретиком иконы. Он жил в эмиграции в Париже. Икона была написана еще до канонизации Силуана Афонского в конце 50-х – начале 60-х гг[1]. В настоящее время этот образ находится в Свято-Иоанно-Предтеченском монастыре в Эссексе.

 

Икона Л. Успенского
(http://silouan.narod.ru/icons1.htm)

 

В конце 1980-х гг. икону с изображением Силуана Афонского создал  архимандрит Софроний (Сахаров). Художник Сергей Сахаров (будущий архимандрит Софроний) приехал в русский Пантелеимоновый монастырь на Афон. Там он в 1930 г. познакомился со старцем Силуаном[2], который стал его духовником. Позже архимандрит Софроний напишет книгу «Старец Силуан». Что касается иконы, то она была создана к канонизации Силуана Афонского. Важно, что художник лично знал этого человека и стремился сохранить характерные его черты.

Иеромонах Софроний писал о внешности Силуана: «Лицо и голова очень гармонических пропорций. Красивый, округлый умеренный лоб, чуть больший длины носа. Нижняя челюсть крепкая, волевая, но без чувственности и жестокости. Глаза темные, небольшие; взгляд спокойный, мягкий, по временам проницательно-пристальный; часто усталый от многого бдения и слез. Борода большая, густая, несколько с проседью. Брови густые, несросшиеся, низкие, прямые, как у мыслящих людей. Волосы на голове темные, до старости умеренно густые. Его несколько раз фотографировали, но всегда он выходил неудачно. Крепкие, мужественные черты его лица выходили сухими, жесткими, грубыми, тогда как в жизни он производил впечатление, скорее, приятное своим мирным и благодушным лицом, которое от малого сна и многого поста и умиления часто бывало бледным, мягким, совсем не суровым[3]». В иконе художник прекрасно передает это впечатление.

 

Фотография Силуана Афонского
(http://uznavay.pro/arhimandrit-sofronij-saharov-hudozhnik-kotoryj-stal-svyatym/)

 

Икона архимандрита Софрония
(http://silouan.narod.ru/icons1.htm)

Композиции представленных ранее икон несколько похожи. В них показан святой, обращающийся с молитвой к Иисусу Христу. В левой руке преподобный держит свиток, на котором помещаются слова его писания. Слева в небесной сфере изображен Христос, благословляющий Силуана Афонского. Эта композиция закрепилась и в дальнейшем появляется много икон, основу которых она составляет.

 

http://silouan.narod.ru/icons1.htm

 

http://silouan.narod.ru/icons1.htm

 

Архимандрит Софроний (Сахаров) написал к канонизации Силуана Афонского также икону с фронтальным изображением фигуры. К этой композиции нередко обращаются и другие художники.

 

Икона архимандрита Софрония
(http://silouan.narod.ru/icons1.htm)

 

На иконах встречается также изображение фигуры святого в рост. Например, житийная икона, написанная Александром Вабищевичем.

Образ Силуана Афонского создается не только иконописцами, но и художниками живописцами, графиками. Одну из своих работ посвящает этому святому  современная художница Елена Черкасова. Придя к вере, она начинает изучать церковную литературу, службу. После длительного перерыва возвращается к живописи. Она пишет произведения на христианские темы, сюжеты из Нового и Ветхого Завета. В произведениях художница не подражает иконописи. Ее живописный язык отражает воздействие искусства примитива[4].

В картине «Преподобный Силуан Афонский» автор строит композицию на основе сочетания больших цветовых пятен, в данном случае важную роль играет силуэт. На темном фоне выделяется цветом изображение лица и рук.

 

Елена Черкасова.
Преподобный Силуан Афонский.
2000. Холст, масло

 

_________________________________

[1] А. Гуревич https://afonit.info/biblioteka/nasledie-russkogo-monastyrya/ikonografiya-prepodobnogo-siluana-afonskogo-vtoraya-chast-dva-obraza

[2] https://lib.pravmir.ru/library/author/284

[3]  Схиархимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан Афонский. – https://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Saharov/starets-siluan-afonskij/1_3

[4] Мейланд В. И творчество и чудотворство // Наше Наследие. – № 79-80, 2006 // http://nasledie-rus.ru/podshivka/7936.php